«Лидер производственной безопасности — это каждый из нас»
07.07.2023
Обсудили с исполнительным директором Усольского калийного комбината Дмитрием Токаревым, кто отвечает за безопасность сотрудника и как ПАБ помогает формировать безопасную культуру производства.
— Дмитрий Александрович, почему так важно выполнять требования безопасности каждый день и на работе, и в быту?
В производственных условиях мы окружены массой косвенных или прямых опасностей. Это движущиеся части механизмов, электричество, большое давление, сжатый воздух, замкнутое пространство, подъём грузов и многое-многое другое.
Чтобы успешно выполнять свои трудовые обязанности и при этом каждый вечер возвращаться домой целым и невредимым, необходимо выполнять все требования промышленной безопасности. Как дома, так и в быту.
Вы знали, что по статистике гораздо чаще люди попадают в неприятности, выполняя работу дома: на своём приусадебном участке или в квартире? Кто не попадал молотком по пальцу, тот, наверное, просто никогда не забивал гвозди.
— Кто должен следить за соблюдением требований безопасности на предприятии?
Любой здоровый человек должен смотреть за собой сам. У него должен срабатывать инстинкт самосохранения. Любой взрослый самодостаточный человек ещё и должен смотреть за окружающими. Думать за себя и за того парня.
Невозможно изменить культуру поведения только силами сотрудников службы промышленной безопасности. Это так не работает. Только когда каждый будет думать о производственной безопасности как о необходимой вещи. Как утренняя чистка зубов, например.
— Зачем нужны ПАБы?
Цель поведенческого аудита безопасности — не пугать людей, не подходить к ним с точки зрения инспекторской, менторской, какой-то контрольной функции, а душевно поговорить с человеком и донести до него основные точки безопасного поведения на работе. Чтобы у человека не возникло отторжения услышанного.
Важно гибко подходить к каждому сотруднику. В первую очередь нужно с человеком поздороваться, оценить, как хорошо у него устроено или не очень рабочее место, какие положительные моменты в его производственной деятельности вы видите, то есть, настроиться на доброжелательную беседу. И далее уже разобрать ошибки. При этом, повторюсь, без назидательного тона и осуждающей оценки. Спокойно и доброжелательно поговорить с человеком, попытаться его неназойливо вывести на то, чтобы он осознал все риски своего поведения. Закрепить разговор обещанием работать более безопасно.
ПАБ формирует безопасную культуру общения и поведения. Это возможность поднять общий уровень культуры безопасности на совершенно другую отметку. И это можно сделать только постоянной работой каждого.
— Почему важно, чтобы беседы о безопасности стали привычкой для каждого сотрудника?
Есть хорошее правило на дороге — «дай дорогу дураку». Но это касается тех случаев, где ты не можешь повлиять на ситуацию. На работе мы влияем друг на друга, влияем на ситуацию. И естественным желанием должно быть остановить того, кто совершает ошибку.
Это желание ближнему более лучшего будущего, чем он строит себе сейчас. Это желание, чтобы он стал лучше своей сегодняшней версии. Чтобы он развивался, рос над самим собой. И вот это вот неравнодушие, небезразличие является основой общего культурного роста производственной безопасности.
—Что значит быть лидером безопасности?
Обычно лидер — это тот, кто идёт впереди и увлекает за собой. Лидер производственной безопасности — это каждый из нас. И это не преувеличение.
Каждый из нас должен рассматривать себя как, если не единственного, то в ряду многих, ответственного за производственную безопасность. Не начальник Управления промышленной безопасности отвечает за безопасность на заводе, не исполнительный директор, не главный инженер, а все мы. Важно помнить об этом постоянно, ведь всех нас ждут вечером дома.